Warfare - военная история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Warfare - военная история » Средние века 476-1492 гг. » Пресвитер Иоанн и царь Давид.


Пресвитер Иоанн и царь Давид.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Здравствуйте. Не расскажет ли кто-нибудь о том, откуда берет начало легенда о пресвитере Иоанне и царе Давиде?

+1

2

`         В середине 12 века в Западной Европе возникла легенда о могущественном христианском царе-священнике Иоанне. В 13-14 вв. эта легенда сильно повлияла на организацию католических посольств и миссий в страны Центральной и Восточной Азии, в 15 веке - сыграла видную роль в истории португальских географических открытий и путешествий.
          Поводом к возникновению этой странной легенды послужило исторически доказанное крупное событие в Средней Азии. В 1141 году войска среднеазиатского мусульманского правителя, турка-сельджука, султана Санджара ("последний великий сельджук") были разбиты к северу от города Самарканда каракитаями (киданями).
          Каракитаи, выходцы из Южной Маньчжурии, в 7-10 вв. создали обширное государство в Восточной Азии. Во второй половине 10 века этому государству (Ляо) были подчинены вся Манчжурия, Северный и Центральный Китай до реки Янцзы и монгольские степи Центральной Азии. В начале 12 века государство Ляо было разгромлено китайцами, вступившими в союз с чжурчжэнями. Вытесненные союзниками из Восточной Азии и Монголии, каракитаи захватили между Монгольским Алтаем и хребтом Алтын-Таг территорию, осью которой был Восточный Тянь-Шань, проникли через горные проходы в Центральный и Западный Тянь-Шань, в прибалхашские степи, в бассейны рек Чу и Сырдарьи и, разгромив в 1141 году мусульманские войска "последнего великого сельджука", раздвинули свои владения до Амударьи.
         Таким образом, к середине 12 века в Средней Азии и в западной части Центральной Азии возникло новое, владевшее огромной территорией государство Каракидань, слухи о котором проникли в Западную Азию.
         Каракитаи не были мусульманами, но так же не доказано, что они были христианами. Но западно-азиатские христиане смешали каракитаев с кереитами, правители которых за несколько десятков лет до этого события приняли христианство несторианского толка. В середине 12 века христианский правитель кереитов величался китайским титулом Ван-хан. И известие о том, что после разгрома мусульман в Средней Азии возникло новое обширное немусульманское государство, было воспринято в христианской западноазиатской среде как победа над мусульманами какого-то могущественного христианского "царя Ивана".
        До настоящего времени не выяснено, как это путаное известие приукрашено было дополнительной легендой о том, что среднеазиатский царь-победитель был в то же время и священником.

       Тем не менее в первой дошедшей до нас записи (1145 г.) "о царе Иване" западноевропейского летописца - баварского епископа Оттона Фрейзингенского - победитель был назван "царём-священником Иоанном". Летописец при этом добавил, что Иоанн после победы над мусульманами двинулся (из Средней Азии) на запад, чтобы оказать помощь христианскому Иерусалимскому королевству, основанному крестоносцами, дошёл до реки Тигр, но там остановился, так как не имел судов для переправы через реку. Это добавление полностью вымышлено, но не известно кем - самим ли баварским епископом-летописцем или тем источником, на который он ссылается. А ссылается он на письмо (до настоящего времени не разысканное в архивах), которое какой-то сирийский католический епископ послал в Рим вскоре после события.

      В первой четверти 13 века монголы-найманы, теснимые другими монгольскими племенами, объединённые под властью Чингисхана, двинулись на запад и захватили большую часть Туркестана, принадлежавшую в то время каракитаям. Правил найманами в это время Кушлук-хан, бывший ранее христианином несторианского толка. На присырдарьинские степи, захваченные Кушлуком, претендовал мусульманский шах, правитель Хорезма. Кушлук-хан заставил хорезмашаха признать этот захват. Он жестоко преследовал мусульман захваченных им областей.
     Об этих среднеазиатских событиях в 1221 г. писал в Западную Европу живший в то время на Ближнем Востоке француз Жак де Витри. В одном из писем Витри назвал Кушлук-хана "царём Давидом". Дело в том, что, по Рашид-ад-дину (персидский историк 13 века), Кушлук, вероятно, не собственное имя, а титул. Смысл слова "кушлук" - "весьма сильный" и "владыка". Возможно, как предполагает В. Бартольд, Давид - христианское имя Кушлук-хана. Так или иначе, но в Западную Европу кроме слухов о "царе Иване" проникли слухи также о "царе Давиде", и родился новый вариант прежней легенды - о двух христианских царях в сердце Азии, Иване и сыне его Давиде.

0


Вы здесь » Warfare - военная история » Средние века 476-1492 гг. » Пресвитер Иоанн и царь Давид.