`
Основателем династии моголов был Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530 гг.), старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. В возрасте 12 лет унаследовал от отца престол. Вёл междоусобную борьбу с другими феодалами.
В 1504 был изгнан из Средней Азии соперниками. Тогда он решил завоевать Афганистан и в том же году захватил Кабул. До 1512 пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Отказавшись от этих попыток, он устремил свой взгляд на Индию.
В 1525 Бабур предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 Бабур одержал крупные победы. После битвы при Панипате Бабур вступил в Дели и короновался как падишах, основав династию Великих Моголов. После битвы при Кхануа (Кханва) провозгласил себя "гази", победителем неверных, и окончательно закрепил свои завоевания в Индии. К 1529 владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.
БИТВА ПРИ КХАНВА (КХАНУАЯ)
В. Пахомов. Из книги "Великие сражения Востока" (в сокращении)
Чтобы окончательно утвердиться в Индии, Бабуру нужно было сокрушить сильнейшего противника, владыку раджпутского княжества Мевар. Битва состоялась 17 марта 1527 года. Армия Санграма Сингха (Рана Санга) значительно превосходила числом войско Бабура. У индийского владыки было 80 000 кавалерии, неустановленное количество пехоты и 500 слонов! Сам он был опытным воином, на его теле насчитывалось 80 шрамов.
Но у Бабура было много пушек, в том числе - колесных, на лафетах, которые можно было передвигать во время сражения. Кроме того он обладал большим числом стрелков из мушкета. Армия индусов не имела огнестрельного оружия. В 9 утра начался бой. Огромные полчища раджпутов с оглушительными криками стали приближаться к центру бабуровской армии. Однако тут же по приказу Устада Али Кули был сделан пробный выстрел из мортиры. Огромное каменное ядро с грохотом вылетело из ствола и врезалось в землю недалеко от передней линии раджпутов, внеся смятение в их ряды. Были испуганы и боевые слоны. Стоявшие в центре мушкетеры Бабура открыли интенсивный прицельный огонь, оказавшийся весьма эффективным.
Сознавая малочисленность своих сил, и понимая, что противник постарается использовать численный перевес, Бабур планировал на первом этапе боя отсидеться за оборонительными рядами, массированно используя огнестрельное оружие; когда же враг достаточно ослабнет, следовало рискнуть и перейти в атаку. Монгольский полководец полностью контролировал ситуацию в своем войске и постоянно рассылал курьеров, отдавая указания различным частям.